EVE-Online — игра о людях в космосе, и один лишь этот
факт уже говорит нам о том, что именно в этом мире для многих главное.
Корабль. Маленький фрегат ли или километровой длинны авианесущая
махина, медлительное грузовое судно или ощетинившийся
антеннами-глушителями линкор — все они разные, как люди. Все созданы
для различных целей, все имеют свои достоинства и недостатки. Выбор
остается за пилотом — в зависимости от денежного достатка и умений,
конечно же.
Поставив свой корабль в доки переоборудования и размышляя, какими
орудийными, защитными, электронными и прочими системи заставить его
нутро, не стоит гнаться за идеалом. Вы его просто не соберете: за этим
следят толпы разработчиков в далекой Исландии. Конечно, для
определенной марки корабля опредленного класса существуют классические
конфигурации, обкатанные и показавшие себя в деле. Но данные фиты — а
именно так называют в быту определенную комбинацию модулей, которые
устанавливаются на корабль — чаще всего определяются тактическими
характеристиками корабля и известны широкому кругу пилотов. Конечно,
посмотреть стандартный рекомендуемый фит на свой корабль и собрать себе
аналогичный — для новоиспеченного капитана дело простое и эффективное.
Правда, за таким подходом теряется индивидуальность корабля, не говоря
уж о желании собственноручно «одеть свой кораблик».
Подбирать конфигурацию для корабля — дело не такое и сложное, как может
показаться на первый взгляд новичку. Принцип действия различных
устройств, требования к ресурсам корабля и эффект от использования
детально*
описаны в их информационном окошке. Достаточно лишь щелкнуть правой
кнопкой по объекту и выбрать в ниспадающем меню «show info» (показать
информацию), или левой кнопкой — по голубой кнопочке с буквой «i». Для
не знакомого с английским языком человека подробное описание вряд ли
что-то разъяснит, так что в данном случае лучше просто смотреть на то,
какие параметры корабля изменяются и насколько сильно. Поэтому очень
важно понимать, как та или иная характеристика корабля влияет на его
поведение, летательные, боевые и прочие способности. Описанию
характеристик кораблей и посвящена эта маленькая статья-справка.
Разберем некий обобщенный корабль на основные составляющие и посмотрим, что и как работает.
РЕАКТОР
Хотя фактически такого модуля и нет, все же подразумевается, что каждое
судно оборудованно сответствующей маркой корабельного реактора. Данное
устройство работает на неизвестном топливе и в перезаправке не
нуждается. Реактор питает бортовую энергоцепь (Power Grid), постоянно подзаряжает конденсационные батареи (Capacitor, в быту так и читается — капаситор, иногда сокращают до капы) и поддерживает корабельные экраны (Shields). То есть реактор питает все корабельные модули, генерирует сеободную энергию и перезаряжает щиты.
Капаситор, который заряжается реактором, представляет из себя некий
аналог аккумуляторной батареи, причем принцип его работы схож с
принципом работы современных конденсаторов. Если Вы посмотрите
характеристику того или иного корабля, то Вы увидите два параметра: объем капаситора и время полной перезарядки.
Операцией деления легко можно получить среднюю скорость перезарядки
конденсатора в секунду. Но как любой конденсатор, корабельный капаситор
заряжается неравномерно: будучи почти полностью заряженным, он неохотно
заполняется до конца. То же наблюдается и при почти полной разрядке.
Если не вдаваться в формулы, то фактически наиболее большая скорость
зарядки капаситора происходит при текущей зарядки в примерно 30%, и эта
скорость в 2.4 раза больше средней.
На работу реактора можно влиять, устанавливая соответствующие инженерные модули. По принципу действия их можно разделить на усилительные и перераспределительные.
Усилительные модули делают то, что и имеется ввиду: улучшают
один или несколько параметров корабельного реактора. Так, например, с
помощью модуля Power Diagnostic System можно несколько повысить общую эффективность работы реактора — увеличить скорость перезарядки и объем (пункты, хитпоинты)
щита и капаситора, несколько поднять мощность энергоцепи. Эти же
параметры можно улучшать с помощью отдельных модулей более нацеленного
и эффективного действия: модуль Reactor Control Unit улучшает только мощность бортовой энергоцепи; модуль Cap Recharger повышает только скорость перезарядки капаситора, модули группы Capacitor Batteries увеличивают только объем капаситора. Как экстренная мера могут устанавливаться модули класса Capacitor Boosters
— эти устройства помогут моментально подзарядить иссякающий капаситор,
но работают эти модули на крупногабаритных «батарейках», которые
занимают ощутимую часть трюма. Отдельное внимание следует уделить
модулям типа Micro Auxiliary Power Core
— эти устройства представляют из себя дополнительный микрореактор,
который дает прибавление к мощности энергоцепи, но всегда в одном и том
же объеме (10 мегаватт), независимо от того, на какой корабль он
устанавливается. Такой модуль имеет смысл ставить только на малые суда,
у которых мощность энергоцепи меньше 100 мегаватт. На более крупных
судах применение данного модуля бессмысленно — эффективней ставить Reactor Control Unit, так как данный апгрейд дает процентное прибавление, и чем больше номинальная мощность реактора, тем выше его эффективность.
Перераспределительные модули влияют на те или иные параметры
корабля более эффективно, чем усилительные, но такая эффективность
достигается за счет ухудшения других характеристик корабля. Так,
противоречивый модуль Capacitor Flux Coil несколько уменьшает общий обьем капаситора, но взамен сильно увеличивает его скорость перезарядки. Другой модуль — Capacitor Power Relay
также увеличивает скорость перезарядки капаситора, но происходит это за
счет угнетения системы восстановления мощности экранов. Такой модуль
целесообразно использовать на тех кораблях, которые в своей обороне
полагаются не на защитные экраны, а на бронировку корпуса. Увеличение
количества свободной энергии помогает эффективней восстанавливать
бронировку, а к восстановке экранов пилот вообще не прибегает, так что
её эффективность никакой роли не играет.
КОРПУС, ДВИГАТЕЛИ
Корпус (Structure/Hull, по-русски также, то есть структура/хулл)
— незащищенное тело корабля, его несущая конструкция. Собственно, это и
есть сам корабль. Корпусом в большей степени определяется характерный размер корабля, или его сигнатура (signature radius).
Чем больше сигнатура, тем легче в корабль попасть из пушки или
повредить взрывной волной ракеты. Изменить сигнатуру корабля в меньшую
сторону на данный момент невозможно**.
На корпус корабля крепятся дюзы маршевого и маневровых двигателей. Первые отвечают за максимальную скорость полета корабля, остальные — за общую маневренность, то есть за разгон-торможение и развороты. Также корабль оснащается варп-приводом — чудом современной техники, позволяющим за считанные секунды разогнаться до сверхсветовых скоростей.
На полетные характеристики корабля сильно влияет его масса.
Существует ряд модулей, которые утяжеляют корабль, тем самым понижая
маневренность, увеличивая инерцию. Так, например, устанавливая на
корабль форсажную камеру (модуль класса Afterburners),
увеличивается максимальная скорость, но прибавление в массе корабля
приводит к меньшей скорости разворота. Другой, более продвинутый класс
ускорителя — микроварп-привод (класс Microwarpdrives)
на порядок увеличивает максимальную скорость, но помимо немалой массы
дает также побочный эффект в виде увеличения сигнатуры корабля.
Варп-технологии, чего с них взять..
Внутренняя структура корабля — вещь довольно хрупкая и, будучи не под
защитой бронировочных листов и экранировки, под огнем противника
распадается крайне быстро. Естественно, что никто в таком «голом»
состоянии не летает — обнаженная структура в большинстве случаев
является знаком скорой гибели. И всё же, для особо опасливых пилотов
существуют средства укрепления структурной целостности корабля.
Существует модуль типа Damage Control,
который представляет из себя набор избыточных критических подсистем
корабля и системы внутренней экранировки. В результате активации этого
модуля вдвое увеличивается сопротивляемость структуры к повреждениям.
Другой положительный эффект сказывается на защитных способностях брони
и экранов — несколько увеличивается сопротивляемость бронировки и чуть
меньше — экранов. Жизнеспособность структуры также можно увеличить с
помощью модуля Reinforced Bulkheads.
Усиление переборок корабля приводит к увеличению хитпоинтов структуры,
но такая дополнительная навеска на корпус отрицательно сказывается на
маневренности и максимальной скорости корабля.
Характеристики максимальной скорости, маневренности и объема трюма также можно менять, но повышение какого-либо из параметров имеет отрицательный эффект на другой. С помощью модуля Nanofiber Internal Structure
можно облегчить массу корабельного корпуса, тем самым повысив
маневренность и увеличив потенциальный эффект от модулей-ускорителей.
Но облегченный корпус теряет в своей прочности, из-за чего падает
количество хитпоинтов структуры. Можно разогнать маршевый двигатель,
поставив модуль Overdrive Injector System
— данная махина устанавливается в грузовой трюм и занимает заметную
часть свободного пространства. Увеличивается максимальная скорость
корабля, но падает грузоподъемность. Есть возможность повысить
маневренность корабля, поставив дополнительные маневровые двигатели.
Установив Intertia Stabilizers,
увеличится поддатливость корабля на поворотах. В качестве
отрицательного эффекта также увеличится сигнатура корабля, в результате
чего вражеские пушки и ракеты будут лучше по нему попадать.
Как уже было упомянуто, каждый корабль оснащается варп-приводом,
позволяющим быстро покрывать большие расстояния внутри звездной
системы. Для перехода в варп необходимо четыре условия: иметь заданную
точку прыжка (прыгать в открытое пространство, не имея определенной
точки выхода, невозможно — следует как минимум иметь метку, или
букмарку, на данную точку в пространстве), корабль должен быть выровнен
по направлению к цели своего прыжка, текущая скорость должна быть в
размере 75% от максимальной, а на варп-привод не должно оказываться
наведенных помех. Только тогда произойдет инициирование прыжка, и
корабль начнет резкий разгон, выйдя из-под радаров, орудийных установок
потенциального врага. При совершении варпа на враждебной территории
крайнюю важность приобретают две характеристики корабля: маневренность
и защищенность варп-ядра.
От маневренности зависит, с какой скоростью корабль успеет выровняться
и разогнаться до необходимой для варпа скорости, а защита варп-ядра
позволяет осуществлять прыжки даже тогда, когда потенциальный враг
пытается заглушить ваш варп-привод.
Существует два типа глушителей варп-ядра: маломощный дальнобойный Warp Disruptor и мощный Warp Scrambler
ближнего действия. Данные модули имеют фактор глушения в размере 1 и 2
пункта соответственно (второй модуль в дополнение также временно
выводит из рабочего состояния микроварп-привод корабля). Стандартный
корабельный варп-привод не имеет никакого сопротивления к глушению, то
есть его фактор защиты равен нулю. Соответственно, такой двигатель
можно заглушить любым из вышеуказанных модулей. Но существуют
стабилизирующие модули для варп-привода типа Warp Core Stabilizer,
каждый из которых прибавляет к фактору защиты двигателя один пункт.
Установив один такой модуль, можно будет уйти в варп, даже если
потенциальный противник будет пытаться удерживать ваш корабль при
помощи дальнобойного глушителя. От глушителя ближнего действия один
защитный модуль уже не поможет, потребуется установка второго. В случае
с двумя модулями вас уже не удержит ни ближнебойная глушилка, ни две
дальнобойных. Но как и у большинства других модулей, стабилизация ядра
дает один отрицательный эффект: заметное (почти в два раза) ухудшение
работы корабельной сенсорики. Это значит, что поставив один
стабилизатор на корабль, радиус действия ваших радаров и скорость
наведения на цель снизятся почти вдвое. А для боевых кораблей эти
параметры порою являются критическими.
БРОНЯ КОРПУСА
Бронировка структуры корабля — один из уровней защиты от агрессивного
воздействия мира сего. Представляет из себя навески из
многомиллиметровых плит различного материала — от стали до
кристалло-углеродного сплава. Бронировку можно залатывать на ходу,
используя нано-технологичные модули класса Armor Repair Systems. В отдельных случаях ремонт может производиться с другого корабля, если тот оборудован модулем класса Remote Repair Systems,
либо в его отсеках для хранения дронов — мелких беспилотных летательных
аппаратов — имеются дроны, специально предназначенные обслуживания
кораблей (класс Logistic Drones).
Часто базовой бронировки корабля становится недостаточно, тогда встает
вопрос об утолщении брони, либо об использовании различных активных и
пассивных защитных мер.
Утолщение брони достигается постановкой дополнительных усиливающих плит
толщиной от 50мм для самых скромных фрегатов до 1600мм для кораблей
класса линкор (класс модулей Armor Plates::/b::).
В зависимости от толщины дополнительные плиты «съедают» часть
энергоцепи корабля, а также прибавляют массу кораблю, что приводит к
уменьшению маневренности и к падению эффективности ускоряющих модулей.
Другой альтернативой представляется использование модуля типа Regenerative Plating.
Он наращивает броню в процентном отношении от текущей, так что
эффективность тем выше, чем толще базовая бронировка корабля. На судна
малых размеров постановка такого модуля малоэффективна.
Усиление сопротивляемости бронировки достигается путем использования модулей из групп Armor Hardeners (активные защитные меры) и Resistance Plating (пассивные
защитные меры). В обоих группах существуют модули, экранирующие от
одного определенного типа повреждения. Пассивные модули не требуют
активации и затрат капаситора, но в то же время их защитный фактор
ниже, чем у активных модулей. Особняком стоит модуль из пассивной
группы — Adaptive Nano Plating.
Он усиливает сопротивляемость не так сильно, как любой другой,
специализированный на том или ином типе повреждения. Но его защита
распространяется на все четыре типа повреждений.
Если примерно известно, какого рода агрессивное воздействие будет проявляться на корабль, то можно защититься (в быту — затанковаться)
именно от него. Если, например, потенциальный противник настроен на то,
чтобы пускать в вашу сторону крылатые ракеты типа «Разоритель» (Devastator Cruise Missile),
то такой расклад будет для вас крайне неблагоприятен. Специфика базовой
брони такова, что плиты практически не держат взрывную волну (Explosive
damage, один из четырех возможных видов повреждений), а указанный выше
тип ракеты как раз и наносит такое повреждение. Можно, конечно,
обойтись и наращиванием брони, но в данном случае более выгодно усилить
сопротивляемость к взрывному типу повреждения, например, модулями Reactive Plating и Armor Explosive Hardener.
ЭКРАНИРОВКА
Экранировка корабля — другой уровень защиты, который по принципам своей
работы во многом схож с бронировкой. Как было упомянуто далеко выше,
экранирующий генератор работает от корабельного реактора и постоянно
компенсирует потерю в мощности экранов (попросту говоря, постоянно
востанавливает хитпоинты). Как и в случае с капаситором, у экранов есть
два параметра: объем и время полной перезарядки.
Эффективность перезарядки щитов также зависит от текущего объема. То
есть, как и с конденсатором, экраны эффективнее всего
самовосстанавливаются при текущем объеме около 30%, эффективность
повышается примерно в 2.4 раза.
Соединенный с корабельном реактором, генератор щитов поддается
«тюнингу», и существующие модули также можно разделить на улучшающие и
перераспределяющие. Постановка модуля Shield Recharger позволяет увеличить скорость естественной перезарядки экранов, а использование модулей из группы Shield Extenders
позволяет увеличить максимальный объем щитов. Правда, отрицательный
эффект от расширяющих модулей проявляется в усилении сигнатуры корабля,
из-за чего он начинает «ловить» больше повреждений. Насчет этих модулей
следует также сделать важную оговорку. Увеличение объема щитов ведет к увеличению скорости перезарядки, так как время полной перезарядки не затрагивается. Использование модуля Shield Power Relay ведет к более быстрой, чем у модуля Shield Recharger, перезарядке экранов, но достигается это за счет падения в скорости перезарядки капаситора. А при постановке модуля типа Shield Flux Coil за повышенную скорость перезарядки приходится платить уменьшением в объеме щита.
Помимо наращивания «толщины» экранов и скорости их естественной
перезарядки, есть возможность перенаправлять хитпоинты конденсатора в
хитпоинты щита. Для этого используются модули типа Shield Boosters. Эффективность конверсии энергии можно также повысить, прибегнув к усилителям из группы Boost Amplifiers.
Естественно, такой подход к поддержанию целостности экранов требует
постоянное наличие энергии на конденсаторе, поэтому данные модули
конфликтуют с перерераспределяющими устройствами типа Shield Power Relay.
Как и в случае с броней, сопротивляемость щита к повреждениям можно усиливать через пассивные модули класса Shield Resistance Amplifiers и активные из группы Shield Hardeners.
В обоих группах присутствуют модули, увеличивающие сопротивление к
одному виду повреждения. Активные модули, опять-таки, более эффективны,
чем пассивные, но требуют энергию для работы. Усилитель
сопротивляемости от всех типов повреждений у щитов существует только в
активной форме (Invulnerability Field), в отличие от только пассивного модуля в случае с броней.
Подводя итог экранировочной системе, можно усмотреть два вида
поддержания целостности щита. В первом случае тюнинг корабля
производится таким образом, чтобы увеличить количество хитпоинтов
экрана и уменьшить время полной перезарядки, зачастую в ущерб
перезарядки капаситора. Это приводит к сильному увеличению естественной
перезарядки щита при уровне, близкому к 30% хитпоинтов. В быту такая
конфигурация называется пассивным шилдтанком.
Второй вариант направлен на улучшение перезарядки капаситора,
постановку как можно более хорошей модели компенсатора экранов из
группы Shield Boosters,
и установки дополнительного усилителя для последнего модуля. В итоге
при капаситоре на уровне 30% вырабатывается довольно много свободной
энергии, которая крайне эффективно конвертируется в хитпоинты щита.
Таким образом работает схема активного шилдтанка. В обоих случаях идёт и усиление сопротивляемости экранов к ожидаемому типу повреждений, которые будут наноситься.
СЕНСОРИКА
Глаза вашего корабля. Установка наведения и слежения за окружающими
объектами. Корабль имеет следующие характеристики, влияющие на работу
системы захвата:
Разрешающая способность сенсоров (Scan resolution) и максимальная дальность радаров.
Чем выше показатель разрешающей способности (измеряется в миллиметрах),
тем быстрее бортовой радар может навестись на цель. Стоит заметить, что
скорость захвата цели зависит не только от данного параметра, но и от
сигнатуры цели, которую пытаются взять на прицел. Естественно, чем
больше цель, тем меньше надо времени на ее успешный захват.
Максимальная дальность радаров измеряется в километрах. Тут всё просто
— дальше этой дистанции не смогут сработать бортовые системы захвата и,
следовательно, использование модулей нацеленного действия на удаленный
объект станет невозможным.
Для увеличения первых двух параметров используют следующие модули. Пассивный Signal Amplifier несколько увеличивает обе характеристики и не требует энергии капаситора. Усилитель сигнала Sensor Booster более эффективен, чем предыдущий модуль, но требует энергию для работы. У него есть вариация — Remote Sensor Booster — данное устройство дает возможность повысить эффективность сенсоров не вашему, но другому, союзному кораблю.
Сила радарной установки. Во вселенной EVE существует четыре типа радарных сенсоров, по одному на каждую расу. Для Калдари — это Gravimetric, для Амарров — Radar, для Галлентов — Magnetometric, для Минматаров — Ladar
типы сенсоров. Обычно чем крупнее корабль, тем более сильные сенсоры на
нем стоят. На работу сенсоров в штатном режиме тип и мощность радарной
установки влияние не оказывают. Но в случае, когда корабль попадает в
зону РЭБ (радиоэлектронной борьбы), он рискует попасть под действия радарных глушителей (класс Electronic Counter Measures).
В этом случае чем меньше сила радарной установки вашего корабля, тем
более вероятно, что её временно выведут из строя, а без возможности
захватывать цели ваша полезность и безопасность ставится под сомнение.
Поэтому в таких случаях представляется резонным повышать мощность ваших
радаров. Для этого существуют три группы модулей. ECCM и Sensor Backup Arrays
группы представляет из себя набор дополнительных активных и пассивных
сенсоров, которые увеличивают сопротивляемость основных сенсоров. А
модули из группы Projected ECCM
позволяют союзному кораблю временно, но сильно усилить дружественную
радарную установку. Но в данном случае эффективность модуля ограничена
мощностью радарной установки того корабля, который пытается оказать
помощь, так что союзный корабль должен обладать очень неплохими
радарными качествами.
Другой неочевидный аспект, на который оказывает влияние сила радарной установки — возможность быть опознанным и найденным чужими сканирующими зондами (группа Scan probes, в быту зовутся пробками).
Данные зонды выпускаются поисковыми кораблями и служат для нахождения
удаленных целей, находящихся в глубоком космосе. Поэтому если вы
скрываетесь от врагов, которые пытаются вас выследить, помимо
постоянного перемещения между удаленными точками стоит по возможности
усилить собственную радарную установку. Чем выше ее сила — тем меньше
вероятность вас найти и тем больше погрешность в определении текущих
координат вашего корабля.
ТЮНИНГ
Какими бы ни были ваши умения в управлении кораблем, какие бы модули вы
ни ставили на судно, оно остается стандартным, заводским. Однако, есть
способ существенно изменить характеристику судна, и зовется этот способ
тюнингом, или риггингом (Rigging, то есть корабельной оснасткой). Сами же специальные модули так и называются — риги.
На первый взгляд модификация корабля методом риггинга почти не
отличается от установки стандартных модулей. Но при более детальном
рассмотрении выясняется, что риги существенно отличаются и по своим
требованиям, и по механике.
Основной ресурс, который «потребляют» риги — калибрейшн (Calibration), а устанавливаются риги в соответствующие риг-слоты (Rig slots).
Калибрейшн исчисляется в неких условных единицах и работает точно так
же, как работают показатели бортового компьютера и энергоцепи. А
риг-слот просто является отдельным подтипом слота, помимо верхних,
средних и нижних стандартных слотов. Но на этом схожесть заканчивается.
Риг по своей природе — это кустарная модификация вашего корабля. В
отличие от обыкновенных модулей, собирается эта модификация не из
стандартных минералов, а из остовов сбитых кораблей (Wreck) методом применения на них модуля типа Salvager (группа Data and Composition Scanners***).
Собранный таким образом (или купленный) риг буквально впаивается в
риг-слот корабля. Извлечь его целым оттуда уже нельзя — при
освобождении слота риг уничтожается. В этом принцип действия рига схож
с имплантами (cyber-implants), которые можно «установить в голову» своего персонажа, откуда их вернуть будет навозможно.
Существует множество различных ригов. Их разделяют по тем свойствам
корабля, которые они изменяют. Риги на экранирование могут изменять и
сопротивляемость к видам повреждений, и скорость естественного
восстановления экранов, и их фактический объем, и эффективность
восстановление при помощи накачивающих модулей. Правда, вся такая
группа отрицательно влияет на характерный размер цели (сигнатуру
корабля). Космо-риги (Astronautic rigs)
изменяют конфигурацию структуры и двигательной системы корабля:
уменьшают массу, увеличивают маневренность, скорость, эффективность
форсажных камер и т.д. — всё это за счет уменьшения бронировки корабля.
Более детальные описания тех или иных ригов вы можете найти в окне Market, в разделе Ship Modifications. В оффлайне описание различных ригов можно посмотреть по базе модулей в разделе Ship Modifications.
* детальное описание объектов и устройств
остается на совести разрабочиков. К сожалению, описание не всегда
совпадает с действительностью.
** исключением являются продвинутые импланты класса Halo, полная серия которых дает заметное уменьшение сигнатуры (помимо основног эффекта увеличения атрибутов персонажа на 3 пункта)
***
к сожалению, список модулей на официальном сайте обновляется крайне
редко, так что указанных в данном тексте модулей может и не
присутствовать в данных ссылках.
Если Вы нашли ошибку или считаете, что какие-либо данные могут ввести в заблуждение — смело сообщайте об этом, постараемся исправить в кратчайшие сроки!